ТОЛСТО́Й Ал. Конст. (1817-75) - писатель. Воспитывался в доме брата матери А. А. Перовского (А. Погорельский) и был одним из наиб. приближенных лиц цесаревича Александра. Поступил в Моск. архив Мин-ва иностр. дел (1834), выдержал экзамен начин в Моск. ун-те (1835) и назначен в рус. миссию при Герм. сейме во Франкфурте-на-Майне (1837). Служил во 2-м Отд. Собств. Е. И. В. канц. (с 1840), в 1843 - камер-юнкер, в 1851 - церемониймейстер Двора, в 1856 - флигель-адъютант, потом - егермейстер, в 1861 вышел в отставку. Пользуясь особым расположением наследника (а потом имп.) Александра II, хлопотал о возвращении из ссылки Т. Г. Шевченко (1860), вступился за И. С. Аксакова, к-рому было запрещено издавать газ. "День", за И. С. Тургенева в связи с арестом в 1852 и привлечением к дознанию по делу о "лондонских пропагандистах" (1864), за Н. Г. Чернышевского в связи с его осуждением. В то же время свою полит. позицию Т. определял как позицию независимого поэта, стоящего между враждебными станами и одинаково не приемлющего как ретроградов, так и радикалов ("Двух станов не боец, а только гость случайный...", 1858; "Против течения", 1867 и др.). Первое печатное произв. Т. - пов. "Упырь" (1841). В 1854 в "Современнике" начал печатать произв. Козьмы Пруткова, а также лирич. стихотворения. В 1857 ушел из "Современника" и в 1860-70-х гг. печатался гл. обр. в "Рус. вестнике" и "Вестнике Европы". Как лирич. поэт Т. принадлежит к поэтам "чистого иск-ва" (см. "Поэт", "Господь, меня готовя к бою...","Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель..." и др. стихотворения, а также драм. поэму "Дон Жуан", поэму "Иоанн Дамаскин" и др.). Мн. из его стихотворений приобрели широкую известность ("Я знаю край, где все обильем дышит...", "Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...", "Средь шумного бала.", "Колокольчики мои...", "То было раннею весной..." и др.; более 70 стихотворений Т. положено на музыку П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и др.). В "былинах" и "балладах", ром. "Князь Серебряный" (1863) и драм. трил. ("Смерть Иоанна Грозного, 1866; "Царь Федор Иоаннович", 1868; "Царь Борис", 1870) Т. исходил из стройной концепции истории России. Его идеал - Киев. Русь и древний Новгород; это время, в к-рое нормой была простота нравов, уважение к личному достоинству человека и его свободе, высокий уровень развития иск-в; губительными для рус. нац. развития были татарское иго и "московская государственность", к-рой наследует совр. самодержавие. Отсюда - критика совр. государственности в творчестве Т. ("История государства Российского от Гостомысла до Тимашева", "Сон Попова" и др.).
толстой ал. ник
Гуманитарный словарь
ТОЛСТО́Й Ал. Ник. (1883-1945) - писатель, драматург. Лит. карьеру начал как поэт, выпустив сб. "декадентских" стихов ("Лирика", 1907), напис. под влиянием символистов. В раннем творчестве проявились тяготение Т. к новейшим, модным веяниям в иск-ве, способность имитировать самые разные идеи, формы и стили. Результатом увлечения фольклором стали книги "За синими реками" и "Сорочьи сказки" (1909-10). Попыткой преодолеть манеру и поэтику стилизаций явился цикл реалистич. повестей и рассказов, составивших книгу "Заволжье" (1910). Написанные следом ром. "Чудаки" (1911) и "Хромой барин" (1912) тематич. примыкают к "Заволжью", но в них ощутимо сильное воздействие классиков 19 в. (Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского). В 1913 Т. дебютировал как драматург комедией "Насильники" (в последующие три года созданы пьесы "Касатка", "Выстрел", "Ракета" и др.). В 1917 Т. обратился к теме Петра Великого, в к-рой искал "разгадки рус. народа и рус. государственности" (рассказы "Наваждение", "День Петра"). Не приняв окт. событий, Т. в 1919 эмигрировал (Париж, затем Берлин). За границей написаны ром. "Сестры" (1-я часть трилогии "Хождение по мукам"), пов. "Детство Никиты", ряд новелл об эмиграции ("В Париже", "Рукопись, найденная под кроватью" и др.). В этих произв. преобладают ностальгич. мотивы, раздумья о судьбах рус. интеллигенции до и после рев-ции. В Россию Т. возвратился в 1923. В 20-е гг. им созданы рассказы о гражд. войне ("Голубые города", "Гадюка" и др.), в к-рых отразились коллизии между рос. действительностью и идеями обновления жизни; сатир. пов. "Похождения Невзорова, или Ибикус" (1924), социально-фантастич. ром. "Аэлита" (1922), "Гиперболоид инженера Гарина" (1925). В кон. 20-х гг. написан ром. "Восемнадцатый год" (2-я ч. "Хождения по мукам"), определивший содержание трилогии как эпопеи о рев-ции и гражд. войне. В сер. 30-х гг. Т. работал над пов. "Хлеб" ("Оборона Царицына", 1935-37), в к-рой события гражд. войны освещаются тенденциозно, с идеологич., "классовых" позиций. Главным творением Т. 30-х гг. стал ист. роман "Петр Первый". В нем он воссоздал одну из "трагич. и творч. эпох, в которую завязывался рус. характер". Его волновала проблема ист. аналогий. В романе акцентированы идеи искупления народных страданий, рус. государственности, а также деспотизма как оборотной стороны развития, прогресса нации. В 1941 был закончен роман "Хмурое утро", заключит. часть трилогии, созд., по определению автора, в жанре "монумент. реализма". Коренную идею эпопеи Т. выразил так: ""Хождение по мукам" - это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам - ощущение целой огромной эпохи." Наиб. значит. произв. военных лет явились публицистич. статьи ("Что мы защищаем", "Русская сила" и др.), цикл "Рассказы Ивана Сударева", драматич. дилогия "Иван Грозный". Достижения Т. как художника относятся гл. обр. к жанрам крупной эпич. формы и ист. романа; он - признанный мастер рус. худож. речи.
А. Н. Толстой. 1914
Полезные сервисы
толстой алексей константинович
Энциклопедический словарь
Толсто́й Алексей Константинович (1817-1875), граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман «Князь Серебряный» (1863), драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Проникновенная лирика с ярко выраженным песенным началом, психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»). Совместно с братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова.
* * *
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович - ТОЛСТО́Й Алексей Константинович (1817-75), граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман «Князь Серебряный» (опубликован в 1863), драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Проникновенная лирика, с ярко выраженным музыкальным началом, психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»). Совместно с бр. Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова (см. КОЗЬМА ПРУТКОВ).
Большой энциклопедический словарь
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817-75) - граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман "Князь Серебряный" (опубликован в 1863), драматическая трилогия "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868) и "Царь Борис" (1870). Проникновенная лирика, с ярко выраженным музыкальным началом, психологические новеллы в стихах ("Средь шумного бала, случайно...", "То было раннею весной"). Совместно с бр. Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова.
Энциклопедия Кольера
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817-1875), русский поэт и писатель. Родился 24 августа 1817 в Санкт-Петербурге. Личный друг Александра II, он отказался от предложения стать адъютантом царя и довольствовался почетной должностью распорядителя придворной охоты. Более всего известен балладами на темы русской истории, историческим романом Князь Серебряный (1863) из времен Ивана Грозного и драматической трилогией (1866-1870) Смерть Иоанна Грозного, Царь Федор Иоаннович и Царь Борис. Две последние пьесы были долгое время запрещены цензурой, так как в драме Царь Федор Иоаннович Толстой изобразил трагическую судьбу простодушного царя: желая творить добро, но неспособный разобраться в путаной политике своего времени, он навлекает беду на всех, кому хотел бы помочь. Толстой был убежденным западником и противопоставил свободное и цивилизованное существование Киевской Руси как части западного мира жестокой тирании Ивана Грозного и Московской Руси, удержавшейся до его дней. Среди его главнейших поэм - Иоанн Дамаскин, где утверждается свобода искусства, и Дракон, из жизни возрожденческой Италии. Толстой - автор ряда сатирических произведений, в том числе комической истории России, где высмеивается российская тоска по порядку, и поэмы Поток-Богатырь, бичующей как Московскую тиранию, так и радикальную нелепицу новейших дней. В том же насмешливом роде Толстой и его двоюродные братья, Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы, писали под коллективным псевдонимом Козьма Прутков. Прутков изображался чрезвычайно ограниченным бюрократом, возомнившим себя писателем; безвкусица его стихотворений и общая непроходимая глупость должны были стать сатирическим заслоном литературным притязаниям многочисленных мелких писателей, превозносимых современниками. Толстого подвергали жестокой критике за то, что он не присоединился ни к одному из общественных направлений своего времени; однако человечность, возвышенные идеалы и эстетические достоинства его произведений обеспечивают ему достойное место в русской литературе. Умер Толстой в своем поместье Красный Рог 28 сентября 1875. ЛИТЕРАТУРА Стафеев Г.И. Сердце полно вдохновенья: Жизнь и творчество А.К.Толстого. Тула, 1973 Толстой А.К. Собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1980 Жуков Д. А.К.Толстой. М., 1982
Полезные сервисы
толстой алексей николаевич
Энциклопедический словарь
Толсто́й Алексей Николаевич (1882/1883 - 1945), граф, русский писатель, академик АН СССР (1939). В 1918-23 в эмиграции. Произведения о жизни скудеющего усадебного дворянства (прозаический цикл «Заволжье», 1909-11; роман «Хромой барин», 1912). Сатирический роман «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924). В трилогии «Хождение по мукам» (1922-41) стремился представить большевизм, имеющим национальную и народную почву, а Октябрьскую революцию как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией; в историческом романе «Пётр I» (кн. 1-3, 1929-45, не окончен), ярко передающем колорит эпохи,- апология сильной реформаторской власти. В драматической дилогии «Иван Грозный» (1946) - идеализированный образ царя, оправдание жестокости его правления. Научно-фантастический роман «Аэлита» (1922-23), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-27), рассказы, пьесы. Государственная премия СССР (1941, 1943,1946 - посмертно).
* * *
ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич - ТОЛСТО́Й Алексей Николаевич (1882/83-1945), русский писатель, граф, академик АН СССР (1939). В 1918-23 в эмиграции. Повести и рассказы из жизни усадебного дворянства (цикл «Заволжье», 1909-11). Сатирический роман «Похождение Невзорова, или Ибикус» (1924). В трилогии «Хождение по мукам» (1922-41) стремится представить большевизм имеющим национальную и народную почву, а Революцию 1917 как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией; в историческом романе «Петр I» (кн. 1-3, 1929-45, не окончен) - апология сильной и жестокой реформаторской власти. Научно-фантастические романы «Аэлита» (1922-23), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-27), рассказы, пьесы. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, посмертно).
* * *
ТОЛСТО́Й Алексей Николаевич [29 декабря 1882 (10 января 1883) Николаевск (ныне Пугачевск) Саратовской губернии - 23 февраля1945, Москва], русский писатель; чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.
Детство. Первые шаги в литературе
Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) - преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой. Вполне сатирически (но без сарказма) обрисован только нувориш Растегин с его претензиями на «стильную жизнь» («За стилем», 1913, впоследствии переименовано в «Приключения Растегина»). Привыкшая к серьезной проблематике критика постоянно одобряла талант Толстого, порицая его «легкомыслие».
Война. Эмиграция
Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.
Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных - хороших, хотя ничем не выдающихся - людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских изданиях романа заглавие «Сестры» соответствует тексту. В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) писатель объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско-помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.
Снова в России. Новые и старые темы
В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман - «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.
«Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924-1925) - настоящий плутовской роман (см. ПЛУТОВСКОЙ РОМАН) 20 в. с массой невероятных приключений авантюриста в тех местах, где побывал сам Толстой перед эмиграцией и в ее начале (в Стамбуле). Очевидно влияние «Ибикуса» на И. Ильфа и Е. Петрова (см. ИЛЬФ Илья и ПЕТРОВ Евгений), М. А. Булгакова (см. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич) (хотя последний и презирал Толстого). Ряд произведений Толстого, гораздо менее интересных, чем «Ибикус», имеет антиэмигрантскую направленность.
В повестях «Гадюка» (1925) и «Голубые города» (1928), воспринятых читателями как «антинэповские», на самом деле зафиксирован процесс омещанивания советского общества, губительный для бывших и нынешних энтузиастов Гражданской войны и социалистического строительства.
Выступая как политизированный писатель, Толстой, который был непосредственным, органическим художником, мастером изображения, а не философизации и пропаганды, проявил себя гораздо хуже. Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925, 1926, совместно с историком П. Е. Щеголевым (см. ЩЕГОЛЕВ Павел Елисеевич)) он «узаконил» неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Николая II. Роман «Восемнадцатый год» (1927-1928), вторую книгу «Хождения по мукам», Толстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами и густо уснастил сюжет авантюрностью, включая мотивы переодевания и «подстроенных» автором встреч (что не могло не ослабить роман).
В русле официальной идеологии
В 1930-е гг. по прямому заказу властей написал первое произведение о Сталине - повесть «Хлеб (Оборона Царицына)» (вышла в 1937), целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году», где Толстой «просмотрел» выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Некоторые персонажи повести перекочевали в «Хмурое утро» (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем «Хлеб», но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосходящее. Патетическими речами Рощина в неудачном, как обычно у Толстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. Однако яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений советской литературы.
К числу лучших в мировой литературе повестей для детей принадлежит «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя 19 в. Коллоди (см. КОЛЛОДИ Карло) «Пиноккио».
Историческая проза
После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 вв. написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом (см. ПЕТР I Великий), который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения более или менее насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 в. чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту 20 в. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 во многом по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Д. С. Мережковского, (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич) в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» Толстой резко меняет свой взгляд на царя-реформатора, почувствовав, что в следующем десятилетии критерий «классовости», возможно, будет вытеснен критериями «народности» и исторической прогрессивности, а фигура государственного деятеля такого уровня будет вызывать позитивные ассоциации.
В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены длительные, с обстоятельными разговорами.
Роман без романной интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.
Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны (см. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721 годов). Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых.
Анализ «Петра Первого»
Характеры и изображение исторических событий, переданная атмосфера времени делают «Петра Первого» исключительно захватывающим чтением несмотря на то, что таких элементов авантюрности, «подстроенных» автором встреч одних и тех же персонажей друг с другом или с их знакомыми, знающими о них, как в «Хождении по мукам», «Ибикусе» или особенно в «Повести смутного времени», роман о Петре не содержит. Изображенное время не отличалось утонченностью, что позволило писателю обойтись без развернутого психологизма, в котором он не был силен. «Поток сознания» дан единственный раз, когда показывается закопанная по шею женщина-мужеубийца, которую Петр, стыдясь перед иностранцами варварского обычая, велит пристрелить. Но о том, что чувствуют и переживают его персонажи, Толстой дает возможность догадаться. Василий Волков после крамольных речей ночующего у него Михайлы Тыртова и вопроса: « - Доносить пойдешь на мой разговор?» - отворачивается к стене, «где проступала смола» /замедление/, и «долго спустя» отвечает: « - Нет, не донесу». Меншиков рассказывает царю после измены Анны Монс с Кенигсеком о Екатерине, живущей у него во дворце. «Петр, - не понять, - слушая или нет... Под конец рассказа кашлянул. Алексашка знал наизусть все его кашли. Понял, - Петр Алексеевич слушал внимательно». Дважды в романе показаны физиологические признаки страха при опасности смерти от вражеского оружия. Во время азовского похода, когда можно из тьмы получить татарскую стрелу: «Поджимались пальцы на ногах». В конце романа под Нарвой подполковник Карпов радуется, что остался жив после залпа: «И отвалил преодоляемый страх, от которого у него поднимались плечи...». Вообще же Толстой не стремился в «Петре Первом» быть художником-баталистом, описания боев у него обычно коротки, лучше всего передается неразбериха и сумятица массовой смертельной драки.
Роман многогероен, но ни один эпизодический персонаж не теряется среди других. Толстой изобретателен в антропомимике. Так, сатирический образ боярина Буйносова создается, в частности, нелепой, комической фамилией (персонаж «буен», но только носом). Любвеобильный персонаж наделяется прозвищем Вареной Мадамкин. А колоритное прозвище Федьки Умойся Грязью, заставляющее читателя представить себе физиономию, которую даже грязью можно отмыть, вряд ли мог придумать кто-нибудь, кроме Толстого. Писатель не побоялся принизить тем самым сильного, талантливого человека из народа с чрезвычайно драматический судьбой.
Во время Отечественной войны
Во время войны Толстой написал также много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер» (прототипом героя которого на самом деле был кавказец) и драматическую дилогию (малосценичную и обозначенную как повесть) «Иван Грозный» со сталинской концепцией изображенного времени и героя. Художественно совершенных моментов в «повести» гораздо меньше, чем безнадежно испорченных конъюнктурной позицией автора, во многом прямо ему продиктованной. Многострадального прогрессивного царя в борьбе с боярами - ретроградами, изменниками и отравителями, которых, естественно, надо казнить, - поддерживает народ в лице Василия Буслаева, которого былины поселяют в гораздо более ранние времена, лермонтовского купца Калашникова (Толстой вернул ему отрубленную голову), Василия Блаженного, который собирает по денежке средства для великих начинаний царя, а потом своим телом закрывает его от стрелы средневекового террориста, и др. Опричники (Малюта Скуратов (см. СКУРАТОВ Малюта), Василий Грязной и др.) - воплощенное благородство. Хилые иноземцы в латах - ничто перед русскими богатырями, польский пан падает в обморок, когда Малюта грозит ему пальцем. Вместе с тем дилогию отличают яркие характеры, выразительная разговорная речь, передающая исторический колорит. Например, влюбленному в Анну Вяземскую неузнанному Ивану после его слов «мамка» Анны говорит: «Бесстыжий ты человек, а еще одет чисто...». Есть в «повести» и следы далеко не простых раздумий автора, особенно в сцене прощания Андрея Курбского (см. КУРБСКИЙ Андрей Михайлович) с женой Авдотьей: «Сыновей береги больше своей души... Заставят их отречься от меня, проклясть отца, - пусть проклянут. Этот грех им простится, лишь бы живы были...». Свою вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел. Третьей Сталинской премии писатель был удостоен посмертно за драматическую дилогию в 1946.
Противоречивость Толстого
Личность Толстого чрезвычайно противоречива так же, как его творчество. В СССР он воспринимался как «писатель номер два» (после Горького) и был символом «перековки» барина, графа в советского гражданина, чьи произведения считались художественно и идеологически безупречными. За исключением периода 1923-1927, когда Толстой не раз жаловался на материальную нужду, он и при советской власти прожил жизнь большим барином. При этом был неутомимым тружеником: на переполненном пароходе, увозившем его в эмиграцию, не переставал работать на пишущей машинке. Писал непременно каждый день, даже с утра после своих пышных и невоздержанных барских приемов. Не раз хлопотал за опальных и даже арестованных знакомых, но мог и уклониться от оказания помощи. Любящий семьянин, он четырежды был женат; одна из его жен, Н. В. Крандиевская (см. КРАНДИЕВСКАЯ-ТОЛСТАЯ Наталия Васильевна), и ее сестра отчасти послужили прототипами героинь «Хождения по мукам».
Толстой - очень национальный, русский писатель (патриот-государственник), но больше многих писал на зарубежном материале, практически не зная и не желая знать иностранных языков во имя лучшего ощущения родного языка. Он считал необходимым откликаться на вопросы настоящего времени, но стяжал славу классика художественно-исторической литературы. Работал с подлинными фактами, признавал только реалистическую манеру, но был выдумщиком-фантастом (охотно обрабатывал народные сказки), а его «реализм» оказывался столь эластичным, что доходил до грубо тенденциозной нормативности. Душа любого общества, он вызывал презрительное отношение таких людей, как А. А. Ахматова (см. АХМАТОВА Анна Андреевна) или М. А. Булгаков (см. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич) ,а от O. Э. Мандельштама (см. МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич) получил пощечину. Еще в середине 1920-х гг. Д. П. Святополк-Мирский дал ему оригинальную характеристику: «Самая выдающаяся черта личности А. Н. Толстого - удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствием мозгов» (С. Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. London, 1992. С. 794). Действительно, Толстой принимал участие во многих неприглядных официальных кампаниях властей. Иногда он был вынужден это делать, но чаще охотно втягивался в такие мероприятия (в 1944, например, активно участвовал в работе специальной комиссии под руководством академика Н. Н. Бурденко, (см. БУРДЕНКО Николай Нилович) которая пришла к заключению. что польские офицеры в Катыни (см. КАТЫНЬ) были расстреляны немцами).
Наследие Толстого огромно («Полное собрание сочинений» на самом деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно. Он внес очень значительный вклад в несколько жанров и тематических пластов литературы, у него есть шедевры (в той или иной области) и произведения, которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются в пределах одного произведения.
Большой энциклопедический словарь
ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882/83-1945) - русский писатель, граф, академик АН СССР (1939). В 1918-23 в эмиграции. Повести и рассказы из жизни усадебного дворянства (цикл "Заволжье", 1909-1..1). Сатирический роман "Похождение Невзорова, или Ибикус" (1924). В трилогии "Хождение по мукам" (1922-4..1) стремится представить большевизм имеющим национальную и народную почву, а Революцию 1917 как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией; в историческом романе "Петр I" (кн. 1-3, 1929-45, не окончен) - апология сильной и жестокой реформаторской власти. Научно-фантастические романы "Аэлита" (1922-23), "Гиперболоид инженера Гарина" (1925-27), рассказы, пьесы. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, посмертно).
Энциклопедия Кольера
ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1883-1945), русский прозаик и драматург. Родился 11 января 1883 в с.Сосновка Самарской губернии. Его писательская карьера началась в 1907 публикацией сборника стихов. Наиболее значительные произведения Толстого относятся к советскому периоду творчества, хотя первые годы после революции он провел в эмиграции в Париже (1918-1921). Вернулся в СССР и впоследствии был дважды награжден Сталинской премией за выдающийся вклад в литературу. В годы Второй мировой войны Толстой отдавал много сил журналистике и писал многочисленные фронтовые очерки. В 1920-х годах Толстой опубликовал ряд фантастических произведений: повесть Аэлита (1922-1923), изображение социального переворота на Марсе; пьесу Бунт машин (1925) и роман Гиперболоид инженера Гарина (1925-1927), об ученом, страдающем манией величия и пытающемся поработить мир. В рассказе Голубые города (1925) описывается противоборство современной науки и патриархальной российской деревни. Трилогия Хождение по мукам, начатая в Париже в 1921 и завершенная в 1941, - его важнейшее произведение, реалистическая картина жизни российского общества, в особенности интеллигенции, во время войны и революции. Его Петр I (кн. 1-3, 1929-1945, незаконч.) считается лучшим историческим романом советского периода в истории русской литературы. Умер Толстой в Москве 23 февраля 1945.
ЛИТЕРАТУРА
Алпатов А.В. Творчество А.Н.Толстого. М., 1956 Чуковский К.И. Алексей Толстой. - В кн.: Чуковский К. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1966 Петелин В.В. Судьба художника: Жизнь, личность, творчество А.Н.Толстого. М., 1982 Толстой А.Н. Собрание сочинений, тт. 1-10. М., 1982-1986